Человек, который читает Новый Завет формально и поверхностно и знает, что Палестиной в I веке управляла семья Иродов, недоумевает, почему Христа перед распятием, во время суда над Ним, отвели к «игемону» Понтию Пилату (Мф. 27, 2, 11). Однако этому факту есть свое объяснение. Римская провинция Иудея находилась под юрисдикцией Ирода Архелая (сына Ирода Великого). Но, после того как Архелай был лишен трона и сослан в Галлию, Иудея попала под власть римского «наместника» (в священном тексте он назван «игемоном», т.е. правителем), который находился в непосредственном подчинении у римского императора.
Понтий Пилат был пятым по счету римским наместником, который управлял Иудеей после изгнания Архелая. Согласно историку Иосифу Флавию Понтий Пилат был наместником в течение десяти лет . Это десятилетие, вероятно, приходится на время либо с 26 по 36 гг., либо, по другим сведениям, с 27 по 37 гг. . Помимо Понтия Пилата, в Новом Завете упоминаются и другие два наместника: Антоний Феликс (52-59 или 60 гг.) и Порций Фест (60-62 гг.). Вплоть до 70 г., когда Иерусалим был разрушен римлянами, известны четырнадцать таких наместников. Таким образом, Христа отвели к Пилату, поскольку «только он имел власть над жизнью и смертью, что по-другому называлось jus gladii (правом меча), и только если он утверждал приговор, то его приводили в исполнение» .
Такие современники Понтия Пилата, как иудейский историк Иосиф Флавий и Филон Александрийский (25 г. до Р. X — 50 г.), описывают его как тирана, мучителя народа и мздоимца. «Он был жесток, и жестокость его не знала милосердия. Во время его правления в Иудее царили взяточничество и насилие, воровство, притеснения, унижения, казни людей без вынесения приговора и беспредельная жестокость», — пишет Филон Александрийский . Имя римского полководца Тита связано с ужасным разрушением Иерусалима в 70 году. Разрушение храма и самого города совершенно ясно предсказал Господь (Лк. 21, 5-6; 20, 23-24, а также: Мф. 24, 1-36. Мк. 13, 1-32). Примерно с 50 года иудеи начали восстание против римлян. В Самарии и Иерусалиме вспыхнули народные мятежи. Еще хуже дело обстояло, когда римским наместником Палестины стал Порций Фест (60-62 гг.). Положение обострялось все больше и больше, и, когда правителем стал Флор (64-66 гг.), восстание достигло апогея. Римляне вмешались в ход событий, однако временное их поражение придало иудеям храбрости, так что восстание охватило почти всю территорию Палестины, несмотря на то что иудеи были разобщены. Тогда Нерон направил полководца Веспасиана для того, чтобы тот навел порядок. Однако прежде чем он успел выполнить возложенную на него миссию, пришло известие о самоубийстве Нерона. По прошествии года внутренних беспорядков в Риме, Веспасиан был провозглашен императором. Поэтому он сразу же поспешил в Рим, а завершить начатое им в Палестине поручил своему сыну Титу.
Триумфальная арка Тита. Изображение семисвечного светильника.
Трагические события, последовавшие в 70 году, полностью подтвердили то, что предсказывал Господь. Ужасные условия жизни осажденных в Иерусалиме: голод, который вынуждал матерей закалывать, жарить и есть собственных детей; резня; пожар, полностью уничтоживший храм, и пленение — всё это хорошо известно. Иосиф Флавий насчитывает 97000 взятых в плен иудеев, не говоря уже о тех, кого распяли или закололи римляне, и добавляет, что только через одни ворота города римляне вывезли за три месяца 115800 трупов иудеев . В 71 году Тит отпраздновал свой триумф в Риме, во время которого были показаны семьсот плененных иудеев и драгоценная добыча, в том числе семисвечник и трапеза предложения хлебов, изготовленные из чистого золота. На гигантской триумфальной арке Тита, воздвигнутой, с тем чтобы увековечить этот поход, сегодня каждый может увидеть рельефы с изображением этих двух священных для иудеев предметов.
Иудейское восстание, продолжавшееся и после 70 года, послужило причиной того, что в рабство было продано огромное число тех иудеев, кто уцелел после кровопролитной войны 66-70 гг. Иудейские рабы были рассеяны среди всех народов. Господь говорил: «И падут во остри меча, и пленены будут во вся языки» (Лк. 21, 24). Монеты, которые чеканили иудеи в период с 66 по 70 г. и с 132 по 135 г., упоминают «год освобождения» . Однако, увы, вместо освобождения на долю иудейского народа выпали поражение, гибель и рассеяние! Божественное правосудие таким ужасным способом исключило народ израильский из общности народов Земли, дондеже скончаются времена язык (Лк. 21, 24).
Археологи пытаются отыскать пусть даже малозначительное из того, что пролило бы свет на положение дел в I веке в Палестине и особенно в Иерусалиме. Однако на сегодняшний день таких находок не очень много.
Николай Василиадис
Из книги "Библия и археология"
Издание Троице-сергиевой Лавры 2006
Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Искусство | Иконография | Детская страничка | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Открытки праздника
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования