Поделиться:
Главная
История
Об истории праздничного богослужения

По древней иерусалимской богослужебной традиции, существовавшей до Х века, в праздник Входа господня в Иерусалим вечером происходило торжественное шествие с пальмовыми ветвями. После утреннего богослужения, проходившего по обычному воскресному чину, в 7-м часу дня (вскоре после полудня) народ во главе с епископом собирался на Елеонской горе в церкви, устроенной в пещере, где, по преданию, Господь учил своих учеников накануне Своих Страданий. В этой церкви пели праздничные гимны и антифоны и читали отрывки из Священного писания. В 9-м часу дня все с пением гимнов переходили в другую церковь, построенную на Елеонской горе, на том месте, где Иисус Христос вознесся на небо, после Своего Воскресения, и там богослужение продолжалось.
Наконец в 11-м часу дня читалось Евангелие о Входе Господнем в Иерусалим, и все спускались к подножию Елеонской горы, пели гимны и антифоны, заканчивавшиеся рефреном «благословен Грядущий во имя Господне», и народ, имея в руках пальмовые и масличные ветви, направлялся в город в торжественной процессии вместе с епископом, который ехал верхом на осле. Войдя в город, все направлялись к храму Воскресения; празднование заканчивалось вечерней в этом храме.

В соборном богослужении Константинополя IX–XII вв., отраженном в Типиконе Великой церкви, особенность праздника Входа Господня в Иерусалим также составляла процессия. На вечерней службе накануне праздника пелся тропарь со словами «Спогребшеся Тебе крещением»; пение этого тропаря было связано с тем, что утром в Лазареву субботу в храме Святой Софии совершалось таинство Крещения.
Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, а в другом константинопольском храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда все отправлялись после окончания утрени в храме Святой Софии, причем патриарх в отличие от прочих участников шествия отправлялся туда верхом на жеребце. В храме 40 мучеников патриарх раздавал духовенству и народу пальмовые ветви, возглашалась мирная ектения литургии, и торжественная процессия, включая патриарха, направлялась в Святую Софию. Все с пением праздничного тропаря «Общее воскресение» шли пешком, неся в руках ветви финиковой пальмы, масличного дерева и множество металлических крестов. По прибытии в храм Св. Софии начиналась Божественная литургия.
Особенности шествия в Неделю ваий с участием императора подробно описаны в сочинении императора  Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора».

В течение IX-XII веков, на основе уставов византийских монастырей складывается тот чин праздничного богослужения, который употребляется и в наше время.
Согласно византийским монастырским Типиконам, за богослужением праздника Входа Господня в Иерусалим, всегда приходящегося на воскресенье, отменяются все воскресные тексты, при этом некоторые из них – например тропарь «Воскресение Христово видевше» – поются на утрене Лазаревой субботы, то есть как бы переносятся на предыдущий день. После утрени положено совершение крестного хода в память о событии Входа Господня в Иерусалим.

Большое значение в старой русской практике придавалось чину шествия на осляти в Неделю ваий, известному на Руси не позднее чем с XVI в. Во время этого чина, представлявшего собой усложнение предписанного уставом праздничного крестного хода, патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле (обычно осла заменяла наряженная лошадь), которого вел под уздцы царь или один из знатных горожан; перед ослом везли украшенное и обвешанное сладостями вербное дерево, ветки коего раздавались по окончании чина; на повозке с вербой и вокруг нее находились певцы; во время шествия на одной из остановок прочитывалось Евангелие о Входе Господнем в Иерусалим. В конце XVII в. чин был сохранен только за патриаршим богослужением, а со времен Петра I перестал совершаться.

Добавить в блог

Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Искусство | Иконография | Детская страничка | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Открытки праздника

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика