Поделиться:
Главная
История
Иерусалим Ирода

Раскопки, которые были начаты в 1968 г. под руководством профессора Б. Мазара вокруг Иерусалимского храма, — наиболее интересное археологическое исследование, когда-либо предпринимавшееся на территории современного государства Израиль, — явили свету довольно богатый материал, свидетельствующий об Иерусалиме I века. Эти раскопки подтвердили точность архитектурных и топографических подробностей, которыми нас снабдил Иосиф Флавий в своих работах «Иудейские древности» и «Иудейская война» [1]. На основании этих и других данных, мы можем понять, что представлял собой Иерусалим в то время.
Иерусалим подвергся сильным разрушениям в результате восстания Маккавеев, однако Ирод позаботился не только о том, чтобы восстановить разрушенное, но также обнес город оборонительной стеной, привел в порядок дороги, облагородил город постройкой прекрасных зданий, в том числе театров, и, прежде всего, постройкой нового храма. Эти мероприятия, кроме всего прочего, были попыткой Ирода снискать себе расположение и доверие иудеев, для которых, как мы уже говорили, он был неугодным идумеем. В центральной части города, на самом высоком месте, Ирод построил для себя дворец, над которым возвышались три знаменитых башни: Гиппика, Фасаила и Мариамны. Первая, высотой 40 м, была воздвигнута в честь его друга Гиппика; вторая, высотой 30 м, — в честь его брата Фасаила и последняя, высотой 25 м, — в честь его любимой супруги Мариамны. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент одной из них, очевидно, башни Фасаила, представляющий собой часть так называемой «Башни Давида». От дворца Ирода начиналась широкая и мощная стена.
Иосиф Флавий сообщает и о второй стене, которая шла от ворот «Геннаф» первой стены и доходила до «Антонии», т.е. до башни Антониевой крепости [2], идентичность которой мы можем установить. Вопрос об этой второй стене вызвал множество споров у специалистов, которые, однако, до сих пор не пришли к окончательному выводу. Тем не менее, точное месторасположение этой стены — не просто вопрос из области академического интереса. Определив местонахождение стены, мы сможем идентифицировать и место, где возвышалась Голгофа, на которой был распят Христос, поскольку Господь, как известно, вне врат пострадати изволил (Евр. 13,12, ср.: Мф. 27, 33. Ин. 19,17) [3] .
Ирод восстановил с северной стороны храма стену, игравшую сначала роль оборонительного укрепления. Проводившиеся в последние годы при участии Л. Г. Венсана обширные раскопки способствовали более точному определению местонахождения этой стены, имевшей по одной башне на каждом из своих четырех углов. Между Антониевой крепостью и храмом существовало некое пространство, которое было блокировано иудеями во время их первого восстания против римлян. В дни Христа в Антониевой крепости располагался римский гарнизон, который следил за порядком на территории храма, особенно в дни больших праздников. В эту крепость отвели апостола Павла, когда иудеи хотели его убить, потому что, как они утверждали, он осквернил храм, приведя в него язычников (Деян. 21, 27-40, особенно стих 34). Современные исследователи, в частности, Л. Г. Венсан и У. Ф. Олбрайт, считают, что это было то самое место, где Господь предстал пред Пилатом для суда [4].

 
Руины дворца царя Ирода 

Южнее крепости Антонии находилась территория храма и сам храм. Ирод расширил территорию с помощью дамб и насыпей и в 20-19 гг. до Р. X. начал восстановительные работы. Само здание было построено за восемнадцать месяцев [5], однако дальнейшие работы, связанные с отделкой внешнего и внутреннего убранства здания, продолжались вплоть до 64 г. по Р. X. Иудеи говорили Христу: «Сей храм строился сорок шесть лет...» (Ин. 2, 20). «Эти слова, — отмечает Томпсон, — произнесенные в 27 г., имеют важное значение для точного датирования проповеди Христа» [6].
Мы не будем останавливаться на подробном описании храма. Обратим только внимание на интересующие нас места, поскольку они связаны с лицами и событиями, которые упоминаются в Новом Завете.

Большие обтесанные камни, присущие архитектуре эпохи Ирода, которые использовались при строительстве храма, мы можем еще и сегодня видеть в Стене плача. Вероятно, именно эти камни побудили одного из учеников Христа сказать Ему: «Учителю! Виждь, каково камение и какова здания!» На что он получил следующий ответ: «Видиши ли сия великая здания? Не имать остати зде камень на камени, иже не разорится» (Мк. 13, 1, 2). И, действительно, эти величественные постройки были разрушены Титом. Уцелели лишь незначительные остатки.
Этот великолепный храм возвышался напротив Елеонской горы. Он был самым ярким и самым красивым строением священного города. Фасад храма, высотой 50 м, выходил на восточную сторону; он был сложен из светлого мрамора, а весь декор был из чистого золота. В центральной части двора и притвора, окруженного колоннадой, находилось святилище. Иосиф Флавий говорит, что святилище сверкало, словно «гора, покрытая снегом».
В огромный двор сооруженного Иродом храма вели восемь ворот. Двое — на южной стороне, четверо — на западной, одни — на северной и одни — на восточной, очевидно, в том месте, где сегодня находятся так называемые Золотые ворота. Еврейский историк Иосиф Флавий и Мишна [7] упоминают только об одних воротах в восточной части города, и, возможно, что ворота, через которые состоялся торжественный вход Господень в Иерусалим, располагались в этом месте или где-нибудь поблизости (Мк. 11,11; Мф. 21, 10; Лк. 19, 28-48). Это были ворота, через которые проходила дорога из Вифании к храму. Иосиф Флавий много пишет о великолепных галереях (крытых перистилях) и о дворах в храме Ирода. Тот, кто входил на территорию храма через одни из восьми ворот, сразу попадал в огромный двор, называемый двором язычников, или внешним двором, куда могли свободно входить язычники. В южной части двора находился царский притвор (галерея), а в восточной — притвор (галерея) Соломонов. Именно в этом притворе хождаше Иисус во время праздника обновления (Ин. 10, 22-23. Деян. 3, 11, 5,12).
Юго-восточное крыло территории храма Иосиф Флавий описывает следующим образом: «...долина была так глубока, что голова кружилась, если смотреть в нее сверху; а тут была построена еще огромная галерея, так что у каждого кружилась голова еще раньше, чем взор достигал дна долины, потому что здесь присоединялась глубина последней к высоте галереи» [8]. Это угловое место, о котором говорит Иосиф Флавий, было, как пишет Томпсон, вероятно, «крылом святилища», где диавол поставил Христа, чтобы искусить его (Мф. 4, 5) [9].
Где-то во дворе язычников собирались «торжницы» (меновщики, менялы) продающыя и купующыя в церкви, которых изгонял Господь (Мк. 11, 15). О надписи, что была на решетчатой ограде, разделявшей двор язычников и двор иудеев, которая запрещала язычникам под страхом смерти проходить дальше, речь шла в предыдущей главе.
Через Красивые (слав. — Красные) ворота сначала можно было попасть во двор женщин. Он так назывался не потому, что предназначался исключительно для женщин, но потому, что это была самая дальняя часть храма из тех, куда дозволялось им входить. У Красивых ворот сидели слепые, хромые, бедняки и просили милостыню. Около этих ворот апостолы Петр и Иоанн излечили хромого (Деян. 3, 2). Именно двор женщин был тем местом, где бедная вдова вверже лепте две в сокровищницу храма (Мк. 12, 41-44). За двором женщин находился двор Израиля, или двор мужей, куда могли входить миряне, чистые по закону Моисееву. Затем следовал двор священников. Здесь располагался жертвенник (алтарь) всесожжения, при котором служили левиты. В глубине двора священников находилось святое, или святилище, и святое святых. «С территории перед храмом через двустворчатые ворота, которые всегда были открыты, можно было войти в храм. Вход прикрывала завеса из сочетания белого, голубого, красного и пурпурного цветов» [10]. Святое святых должно было быть украшено преимущественно позолоченным белым камнем. Люди того времени привыкли, как говорил Господь, когда обличал их, клясться «золотом храма» (Мф. 23, 16).
К сожалению, до сегодняшнего дня ничего не сохранилось ни от самого храма, ни от его прежнего величия. Больше всего сведений о храме содержится в работах Иосифа Флавия, кое-что мы можем почерпнуть из Нового Завета и почти ничего — из археологии. Трудность заключается в том, что все пространство, на котором возвышался храм, в течение веков оставалось священным местом. В результате падения Иерусалима в 70 г. храм и все строения вокруг него были полностью разрушены. В последующие годы здесь возводили совсем другие сооружения. Император Адриан в 133 г. на месте развалин иудейского храма установил статую Зевса и соорудил жертвенник, на котором принес жертвы. Позднее при императоре Юстиниане на этом месте строились христианские храмы. В VII в. арабы разобрали христианские храмы и из уже готовых камней и белого мрамора воздвигли известную мечеть Омара, которая существует и сегодня, являясь одним из самых священных для мусульман мест поклонения. Крестоносцы превратили эту территорию в место поклонения для христиан. Однако в XII в. при Саладине оно снова обрело статус магометанской святыни. И такое положение сохраняется до наших дней, несмотря на то, что Иерусалимом снова овладевали крестоносцы, а ещё позднее англичане. Таким образом, вся эта территория некогда блистательного иудейского храма теперь считается священным мусульманским местом! Посему, несмотря на то, что здесь сокрыт, несомненно, богатейший информационный материал, увы, нет никакой возможности производить раскопки.
Английский археолог профессор Д. Гарстанг подводит следующий итог по результатам, полученным на основании исследований Иерусалима времен Ирода: «На протяжении своей истории ни религия, ни город так никогда и не создали более чарующего образа. Ритм и гармония греко-римской архитектуры, столь чудесно вырисовывавшиеся на фоне восточного неба, практически сводили на нет чрезмерную напряженность построек Ирода и вносили стройность и грацию в традиционный хаос города» [11].

Николай Василиадис
Библия и археология. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006

Примечания

1. Cornfeld G., Freedman D.N. Op. cit. P. 256-257; Thompson J.A. Op. cit. P. 338.
2. Флавий Иосиф. Иудейская война. V, 4, 2.
3. Thompson J.A. Op. cit. P. 337.
4. Thompson J. A. Op. cit. P. 338
5. Флавий Иосиф. Иудейские древности. XV, 11, 1-6.
6. Thompson J.A. Op. cit. P. 339.
7. Слово «мишна» означает учение. Это сборник раввинистических трактатов I—III вв.
по Р. X., которые представляют собой «устный» закон иудеев, т. е. тот закон, который
основывался на Пятикнижии и передавался первоначально устно.
8. Флавий Иосиф. Иудейские древности. XV, 11, 5.
9. Thompson J. A. Op. cit. P. 340-341.
10. Belas В.М. Apxailogia... Z. 148.

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Искусство | Иконография | Детская страничка | Монастыри и храмы | Фотогалереи | Медиа | Обратная связь | Открытки праздника

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика