Иерусалим — священный город. Господь избрал его местом, где должно было совершиться спасение рода человеческого. За две с лишним тысячи лет до Рождества Христова на одном из холмов, где теперь стоит Иерусалим, Авраам, повинуясь воле Божией, готовился принести в жертву единственного своего сына — Исаака. Но Бог остановил Авраама, изрёк ему благословение, пообещал сделать эту землю достоянием его потомства, из которого произойдёт Мессия — Спаситель всех людей.

Впоследствии на горе Сион была построена крепость, а город, расположившийся близ неё, был назван Иерусалимом. Царь Давид, овладев Сионом, выстроил дворец и поставил скинию — храм в виде передвижной палатки для богослужения — и перенёс сюда ковчег Завета.

С того времени Иерусалим сделался столицею Израильского царства и в Слове Божием стал называться: то Сионом, то Святой горою, то Градом Давидовым. Сын Давида, премудрый царь Соломон, распространил и украсил Иерусалим. Вместо скинии он построил каменный храм, о великолепии и богатстве которого слава прошла по всему миру. 30 тысяч евреев и 150 тысяч иноземцев строили храм в течение семи с половиною лет. Храм был построен на горе Мориа — месте жертвоприношения Авраама. Но спустя четыреста лет народ еврейский прогневал Бога своими грехами. Иерусалим и храм были разрушены, а жители уведены в плен.

Перед Великим Постом за всенощной поётся трогательная песнь: "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона". Это песнь евреев, уведённых в плен, которые, сидя на реках вавилонских, плакали и тосковали о родном Иерусалиме. В плену Вавилонском евреи пробыли семьдесят лет.

Господь услышал воздыхания народа, умилосердился над ним и возвратил его из плена. На месте первого был сооружён новый храм.

Ко времени Рождества Христова Иерусалим был обширным и многолюдным городом, находившимся под властью римлян. В Праздник Пасхи туда приходило до двух миллионов иудеев.

Иерусалимский храм был богато украшен. В него была введена Отроковица Дева Мария. Впоследствии Пресвятая Дева принесла в храм Младенца Иисуса Христа, Который был встречен там праведным Симеоном. Сам Спаситель не раз приходил в храм и учил там народ. Во время Входа Своего в Иерусалим за неделю до Крестной смерти и Воскресения, Господь Иисус Христос, приблизившись к городу и посмотрев на него, со скорбью произнёс:

— Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне... (Лк. 19, 43-44)

Слова Христовы исполнились. Через тридцать шесть лет Иерусалим был осаждён и разорён римлянами. Храм был сожжён и разрушен до основания. В то время евреев постигли такие страшные бедствия, каких не было от начала мира. По улицам города текла кровь, и пламя пожара потухало от неё. Оправдались страшные слова, которые евреи произнесли, требуя у Пилата смерти Господа:

— Кровь Его на нас и на детях наших!

В 326 году равноапостольная царица Елена посетила места, освящённые событиями земной жизни Спасителя, построила на святых местах храмы, нашла Святой Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

Иерусалим // Православный мир. Образовательное пособие для детей. – М.: ИД «Православный мир», 2007.

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ
ДСОТ «Радость моя» 2006-2012