Великий двунадесятый праздник, который мы будем встречать 20 апреля, называется – Вход Господень в Иерусалим. Почему мы относим это событие к празднику? Разве Господь никогда раньше не бывал в этом городе? – Был. Он не раз посещал Иерусалим в великие праздники. Так в чём же особенность этого посещения? Почему именно оно так значимо для христиан? Вот на эти вопросы мы попытаемся найти ответы, рассматривая икону праздника.
Посмотрите, как много людей изображено на ней, однако взгляд сразу обращается к фигуре Христа. Мы видим Его в сопровождении учеников. Господь, сидя на молодом осле, въезжает в Иерусалим. Вот на втором плане справа видны дома и башни этого великого города. А Христос и апостолы изображены на фоне Елеонской горы, у подножия которой ученики и привели к Нему ослицу и ослёнка.
Из стен города навстречу Христу вышло великое множество народа. Эти люди очень рады Его видеть. Они приветствуют Христа как своего Царя, способного творить великие, невиданные дела. Друг другу они передают весть о том, что недавно Господь сотворил невероятное чудо: воскресил из мертвых Лазаря, вот уже четыре дня, как погребенного. Люди приветствуют Господа пальмовыми ветвями и радостными криками: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» В знак особого уважения ко Христу они устилают Его путь ветвями, а также своими одеждами.
Вот перед ослёнком, на котором едет Господь, бегают дети. Они принимают участие во всеобщем ликовании.
Конечно, Господь рад видеть искренние приветствия людей, но Его явно заботит какая-то мысль. Посмотрите, ребята, – взгляд Христа обращен к Апостолам. Всеведущий Господь, конечно, знает о том, что совсем скоро всему этому веселью придет конец. Уже через несколько дней Его схватят стражники по приказу первосвященников и осудят на смерть, будут бить Его и убьют. И только потом, претерпев Крестные муки, на третий день после Своей смерти Господь воскреснет.
Да, Спаситель все это знает. И приближаясь к Своим Крестным страданиям, Христос думает не о Себе, а о Своих учениках. О том, чтобы хватило им мужества увидеть Его претерпевающим мучительную и позорную казнь – и не потерять своей веры в Него. Посмотрите, как ярко, по сравнению с другими апостолами, выписана фигура Петра. Это не случайно, как, впрочем, не случайна ни одна деталь на иконе. Выделяя Петра ярким цветом одежды, иконописец, таким образом, привлекает наше внимание к нему. Он хочет, чтобы мы вспомнили, что вера Петра, самого пылкого и решительного ученика Господа, подвергнется особо тяжелым испытаниям.
А вот ещё одна важная деталь – жест правой руки Христа. Посмотрите: Сам Господь обращен к ученикам, а рукой указывает на Иерусалим, к которому они приближаются. Господь хочет еще раз, перед вступлением в город, укрепить учеников, указать им ту цель, ради которой Он на этот раз входит в столицу Иудейского царства: добровольно, по Своей воле принять Крестную смерть. Образ Креста уже присутствует на этой иконе. Посмотрите, ребята, – в центре иконы изображено дерево. Мы с вами говорили о том, что каждая деталь на иконе имеет смысл. Это дерево есть образ Крестного древа, которое уже готовится Спасителю. Итак, Господь грядёт на вольные страдания, на Крест. Христос знает, что, только претерпев смерть, Он может уничтожить её власть над людьми, сделать ее бессильной и нестрашной для человека. Потому что, умерев как Человек, Он воскреснет как Бог. Смерть не сможет удержать Его в своих оковах, и оковы эти будут разорваны и разрушены. В этом – смысл этого святого праздника – Входа Господня в Иерусалим. И в тропаре праздника также говорится о грядущем всеобщем воскресении, о том, что смерть теперь не будет иметь власти над человеком: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».
СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ | |
ДСОТ «Радость моя» | 2006-2012 |